Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Самообразование

" Развитие гармоничной личности и оздоровление детей дошкольного возраста средствами  музыкотерапии "

«Музыкотерапия как коррекционно-профилактическое средство»

Практика работы воспитателей и педагогов-психологов дошкольных учреждений свидетельствует о том, что за последние годы резко возросло число детей с дефектами речи, недостатками внимания, памяти, повышенной отвлекаемостью, умственной утомляемостью, агрессивностью, повышенной тревожностью и возбудимостью, имеющими различные соматические симптомы. Среди симптомов отмечаются различные нарушения сна, головные боли, возбудимость, метеозависимость, энурез. У многих из таких детей обнаруживаются нарушения социальной адаптации. Спектр указанных нарушений довольно широк и разнообразен, "набор дефектов" у каждого отдельно взятого ребенка индивидуален, но, как правило, большинство из них имеют психогенную основу. По данным статистики, почти у 50 % -60 % детей детских садов и школ города имеются нарушения психологического здоровья.

«Все болезни идут из детства», социального окружения, поэтому особо актуальной становится проблема сохранения психологического здоровья дошкольников и создания психологически комфортных условий в дошкольном учреждении. В рамках решения данной проблемы мною была разработана программа групповой рецептивной музыкотерапии, где слушатель получает музыко-терапевтический сеанс по определенной технологии, не участвуя в нём активно.

В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкой указываются: катарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния); облегчение осознания собственных переживаний; конфронтация с жизненными проблемами; повышение социальной активности; приобретение новых средств эмоциональной экспрессии; облегчение формирования новых отношений и установок.

Музыкотерапия, включенная в воспитательно-образовательный процесс, призвана решать задачи нормализации психоэмоционального состояния, обеспечивать выход ребенка из отрицательных переживаний, наполнять его положительными эмоциями, реконструировать его эмоциональную сферу.

Пояснительная записка.

Традиционными методами коррекции психических и психосоматических нарушений не всегда удается достигнуть желаемого эффекта, многие из них имеют противопоказания, возрастные ограничения.

Уникальность музыкотерапии состоит в том, что она относится к комплексным средствам эмоционального и психосенсорного воздействия на ребенка, не имеет противопоказаний и применима ко всем независимо от возраста, здоровья или музыкальных способностей.

Цель:   профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья воспитанников.

Задачи:

- Регуляция психоэмоционального состояния детей;

- Регуляция физиологических функций организма;

- Снятие тревожности и психоэмоционального напряжения;

- Профилактика и коррекция агрессивности;

- Поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения;

- Формирование чувства психологической защищенности.

Методические рекомендации к проведению музыкотерапии.

Музыкотерапия осуществляется воспитателем под руководством психолога по результатам диагностики и наблюдений. Психотерапевтическое воздействие оказывают специально подобранные музыкальные произведения различной направленности.

Прослушивание музыкальных произведений может быть включено как в специально-организованные занятия (изодеятельность, конструирование, развитие речи и ознакомление с окружающим, экологические программы), так и в различные режимные моменты воспитательно-образовательного процесса.

При проведении музыкотерапии необходимо подбирать музыкальные произведения, отличающиеся высоким качеством исполнения и звучания. Целесообразнее всего использовать магнитофонные записи с лазерных (компакт) дисков.

При подборе музыкальных произведений особое внимание уделялось выбору солистов (например, "Аве Мария" Ф. Шуберта в исполнении И. Архиповой и т. д.).

Магнитофон следует размещать на расстоянии около 1 м от детей. При проведении целенаправленных сеансов музыкотерапии рекомендуемый уровень громкости динамика не должен превышать уровень громкости средней разговорной речи. Во время сна, а также во время приема пищи, музыку включают на минимальную громкость (фоновое воспроизведение).

Длительность одного целенаправленного сеанса музыкотерапии может варьироваться от 5 до 20 мин. Для детей младшего дошкольного возраста это, как правило, 5-15 минут, старшего дошкольного возраста – 15-20 минут. В день не следует проводить более трех сеансов (обычно ограничиваются одним-двумя).

При включении музыкотерапии в специально-организованную деятельность детей время прослушивания музыкального произведения составляет:

- для детей младшего дошкольного возраста до 10 минут;

- для детей старшего дошкольного возраста до 20 минут.

В тихий час и во время приема пищи используется фоновое воспроизведение музыкальных произведений, время воспроизведения совпадает с длительностью режимного момента.

Прослушивать одно музыкальное произведение в рамках подобранной музыкальной программы рекомендуется в течение 7-10 дней, затем в рамках того же типа программы дети могут слушать другие ее фрагменты.

Очень важен правильный настрой детей и удобная поза при проведении сеансов музыкотерапии.

Программное содержание подбирается совместно психологом и воспитателем с учетом индивидуальных проблем каждой группы. Варианты мелотерапевтических программ представлены в таблице:

Направление воздействия

Музыкальные произведения

Организационная форма

Профилактика утомляемости.

Григ «Утро».

Чайковский «Времена года».

Мусоргский «Картинки с выставки».

Специально-организованные сеансы.

Снятие раздражения.

Чайковский «1-й концерт для фортепиано с оркестром».

Бетховен «Лунная соната».

Бах «Кантата № 2».

Гайдн «Симфония».

Бах «Итальянский концерт».

Специально-организованные сеансы.

Снятие тревожности.

Шопен «Вальсы, прелюдии, мазурки».

Штраус «Вальсы».

Чайковский «Вальс цветов».

Рубинштейн «Мелодия».

Огинский «Полонез».

Бах «Прелюдии и фуги для органа».

Чайковский «Пятая симфония».

Оркестровые произведения А.Скрябина.

Специально-организованные сеансы.

Повышение пищеварительной активности.

Бетховен «Соната № 7».

Чайковский «Вальс цветов».

Прием пищи.

Физическая активность.

Равель «Болеро».

Хачатурян «Танец с саблями».

Г.Вольф "Путешествие пешком".

К. Дебюсси симфонический эскиз "Море".

О. Мессиана "Пробуждение птиц".

Мусоргский увертюра "Рассвет на Москве-реке".

Э. Григ "Утреннее настроение".

Р. Штраус "Утро".

Сонаты и концерты Вивальди.

Серенады Шуберта.

«Утро в лесу» (звуки природы).

Подъем детей после тихого часа.

Успокаивающая музыка.

Григ «Пер Гюнт» (увертюра).

Глюк «Мелодия».

Моцарт «Ночная серенада».

Бетховен «Пасторальная симфония».

Брамс «Колыбельная».

Шуберт «Аве Мария».

Дебюсси «Свет луны».

Вивальди «Скрипичные концерты».

Бетховен "Симфония № 6", часть 2.

Шопен «Ноктюрн соль-минор»

Легкие, спокойные произведения Ф. Гойи.

Специально-организованные сеансы, перед тихим часом.

Релаксация, саморегуляция.

«Звуки природы», «Дождь в соснах», «Звуки леса», «Океан», «Ростовские звоны», «Церковный хор».

Специально-организованные сеансы, занятия по экологическим программам, тихий час.

Творческий импульс, развитие интелекта.

Произведения Моцарта.

Специально-организованные занятия по конструированию, изодеятельности и т.д.

Снятие эмоционального напряжения, головной боли.

Моцарт "Дон Жуан".

Лист "Венгерская рапсодия №1".

Хачатурян "Сюита Маскарад".

Огинский «Полонез».

Бетховен «Фиделио».

Специально-организованные сеансы

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения.

Чайковский "Шестая симфония", 3 часть.

Бетховен "Увертюра Эдмонд".

Паганини «Каприз № 24».

Специально-организованные сеансы,

Профилактика агрессивности.

Бах "Итальянский концерт".

Гайдн "Симфония".

Бах «Концерт ре-минор» для скрипки, «Кантата № 21».

Барток «Соната для фортепиано», «Квартет 5».

Брукнер «Месса ля-минор».

Произведения Шостаковича.

Специально-организованные сеансы.

Повышения концентрации внимания, сосредоточенности.

Чайковский "Времена года".

Дебюсси "Лунный свет".

Мендельсон "Симфония № 5".

Перед и между специально-организованными занятиями.

Расслабление.

Григ сюита «Пер Гюнт».

Сибелиус «Грустный вальс».

Шуман «Грезы».

Пьесы Чайковского.

Тихий час.

Эффективность применяемой методики отслеживается диагностическим блоком, который включает в себя следующие методики: социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе дошкольников, тест “Тревожности” (Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен) для дошкольников, тест «Комфортность» (Лисина Е.А., Борисова А.Ю.), проективная методика «Несуществующее животное».

Согласно диагностическим данным регулярное проведение музыкотерапии способствует улучшению психоэмоционального состояния детей, снятию тревожности, агрессивности, формированию чувства психологической защищенности, что представляет большое значение для нормализации психологического микроклимата.

Воспитатели отмечают улучшение сна, аппетита, самочувствия, активности, настроения детей.

 

«Музыкотерапия как коррекционно-профилактическое средство»

В настоящее время для нас, педагогов остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и физическом развитии. В нашем детском саду над данной проблемой работают психологи, воспитатели, логопеды и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям. Я хочу познакомить вас с одним из таких методов - музыкотерапия.

Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

Слово “музыка” мы слышим каждый день. Уважаемые коллеги, а знаете ли вы, как произошло данное слово?

Происходит от греческого корня (мюзе). Специалисты по мифологии говорят, что девять муз, небесных сестер, правящих пением, поэзией, искусствами и наукой, были рождены от Зевса и Мнемозины, богини памяти. Таким образом, музыка – это дитя естественной любви, обладающая грацией, красотой и необычными целебными свойствами, которые неразрывно и изначально связаны с божественным порядком и памятью о нашей сути и судьбе.

Именно музыка, с ее удивительными свойствами регулировать эмоциональное и душевное состояние, призвана помочь преодолеть ощущение дискомфорта: неуверенность, растерянность, страх, боязнь чего.

Сейчас я предлагаю каждому из Вас оценить свое эмоциональное состояние.

Практическая часть

Оценка эмоционального состояния педагогов.

Педагогам предлагается три цветовых квадрата – красный, синий, зеленый.

Уважаемые коллеги, перед вами лежат три карточки разного цвета. Выберите из них ту, которая вам больше всего нравится по цвету.

(когда выбор уже сделан):

А из двух оставшихся, какая карточка вам больше нравится?”, И последнюю цветовую карточку, поместите рядом с выбранными.

Внимательно посмотрите на свой цветовой ряд. Если у вас:

К-С-З - ваше эмоциональное состояние сейчас от переживания, возмущения до состояния гнева;

К-З-С - эмоциональное состояние удовлетворения до восторга и ликования. Доминируют положительные эмоции.

З-К-С – ваше эмоционально состояние – спокойное, устойчивое, самое оптимальное для реализации различных видов деятельности, где не требуется напряжения;

З-С-К – Повышенное внимание, активность;

С-З-К – Состояние грусти, подавленности, доминируют отрицательные эмоции.

С-К-З – состояние дискомфорта, растерянности.

Чтобы повысить эмоциональное состояние, существует такой метод активной музыкотерапии – как улыбкотерапия. Она направлена на снижение эмоционального дискомфорта, страха, агрессивности, замкнутости, адаптацию к окружающей среде. Очень важна улыбка воспитателя и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно эти качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки.

Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ребенок уже с ней смотрит на мир и на людей.

Предлагаю вам поучаствовать в Улыбкотерапии:

Подари улыбку другу.

Ход игры

Педагога предлагается повторять движения со словами: Светит солнышко в окошко, а глазки наши, как лучики солнца посмотрели друг на друга, улыбнулись. Правую руку положили на сердечко, послушали, как оно стучит, и собрали в кулачок солнечные лучики и отдали другу.

Этюд “Делай как я”.

Клоун при помощи мимики и жестов старается развеселить ребят. Дети повторяют вслед за ним движения:

1. Указательным пальцем нажимают на кончик носа;

2. Растягивают уголки губ;

3. Ладонью одной руки машут из-за головы, другой чешут кончик носа;

4. Показывают длинный нос, как у Буратино.

5. Изображают смешное лицо обезьян

Я думаю, что вам понравились этюды, и вы с удовольствием будете применять Улыбкотерапию на практике с детьми

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка, должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Особое внимание педагогам следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя “Подъем!”. Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка.

Небольшая композиция должна быть постоянной в течении примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.

Исходя из вышесказанного, следует вывод: при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции; поднять настроение, снизить чувство тревожности; у неуравновешенных детей сформировать чувство внутреннего покоя, радости, положительные эмоции; желание общаться друг с другом.

Мы с вами поговорили о пассивных формах музыкотерапии.

Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) специалисты рекомендуют использовать и множество активных приемов. Активная музыкотерапия в работе с детьми используется в разных вариантах с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей и взрослых, имеющих невысокую самооценку, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы.

А какие методы активной музыкотерапии используются, мы с вами узнаем, поучаствовав в рубрике “Шкатулка с секретом”. Вам предстоит достать вопрос, прочитать метод активной музыкотерапии и рассказать, что на ваш взгляд он обозначает.

Интегративная музыкотерапия

Примером может быть синтез музыкального и наглядно-зрительного восприятия. Занятия строятся таким образом, что на них восприятие музыки сопровождается просмотром видеозаписей разнообразных картин природы. При этом ребёнку предлагается как бы “шагнуть” вглубь изображения – к звенящему прохладному ручью или на солнечную лужайку, мысленно поймать бабочек или расслабиться, лёжа на зелёной мягкой траве. Органичное сочетание двух способов восприятия даёт более сильный психокоррекционный эффект.

Активный прием слушания музыки “Эффект Моцарта”

Многочисленные исследования ученых, медиков и психологов всего мира доказывают, что музыка Моцарта оказывает на людей самое сильное оздоровительное воздействие. Моцарт – “самый подходящий” композитор для малышей. Существует даже такой термин “Эффект Моцарта”. Он заключается в том, что дети, слушающие Моцарта, становятся умнее, повышается интеллектуальный уровень детей, усиливается мозговая активность, что положительно сказывается на их психике и творческих способностях. Даже после 5-минутного музыкального сеанса заметно увеличивается концентрация внимания, сосредоточенность. Как отмечают ведущие сурдологи (специалисты по дефектам слуха) и логопеды мира, использование музыки также важно и для коррекции речи у детей и развития их способности к коммуникации.

Двойной эффект приносит использование звукового сопровождения – игра на колокольчиках во время прослушивания музыкальных произведений В.А.Моцарта, помогает детям зонировать окружающее пространство, т.е. очищает пространство от болезнетворных бактерий. Было проведено много исследований колокольного звона, по результатам которых ученые сделали вывод о том, что в пространстве колокола порождается положительная энергия. Колокольный звон помогает детям восстановить эмоциональное равновесие, снять состояние депрессии, восстановить крепкий и спокойный сон.

Метод “Сказкотерапии”

Эта методика важна для душевного состояния ребенка, открывает перспективы собственного роста, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное мышление, фантазию, воображение.

Предлагаю Вам озвучить сказку “Медведь и мед”

Метод “Вокалотерапии”

Вокалотерапия – лечение пением. Совместное пение объединяет детей и доставляет им радость. Кроме того, правильный подбор вокальных и дыхательных упражнений свособствует более качественному функционированию сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, благодаря активной работе которых массируется внутренние органы. Занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения

А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.

Для общего сведения:

Гласные звуки:

А - снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э - улучшает работу головного мозга;

И - лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, "прочищает" нос;

О - оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

У - улучшает дыхание, стимулирует работу почек

Ы - лечит уши, улучшает дыхание.

Звукосочетания:

ОМ – снижает кровяное давление;

АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма   отработанных веществ и негативной энергии.

Метод “Ритмотерапии”

Метод ритмотерапии включает музыкально-ритмические упражнения направленные на профилактику, укрепление и сохранение правильной осанки, развитие гибкости. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают легко и быстро устанавливать дружеские связи между сверстниками. Танец, мимика и жест, как и музыка – древнейшие способы выражать чувства и переживания.

Метод “Арттерапии”

Это методика благотворно действует на психику ребенка, расширяет его репертуар эмоциональных переживаний, развивает звуковысотный слух, чувство формы, активность внимания, быстроту реакции, память.

Метод “Игрового творчества”

Входят:

Игровой массаж - направлен на сохранение и укрепление психического и физического здоровья, приобщение дошкольников к здоровому образу жизни.

Массаж рук – воздействовать на руки через поглаживание, пощипывание, похлопывание, поколачивание; стимулировать прилив крови к рукам;

Массаж пальцев – пальцы рук можно вытягивать, разминая, или выполнять круговые растирания

Большой палец связан – с легкими, печенью

Указательный – пищеварительным трактом. Печенью, толстой кишкой

Средний – с сердцем, кровообращением

Безымянный – с нервной системой и здоровьем в целом

Мизинец – с сердцем, тонким кишечником

В центре ладони находится точка повышения активности

Пальчиковая гимнастика – направлена на совершенствование моторной и зрительно-двигательной координации;

Музыкальные игры: - приобщают детей к музыке, помогают понять ее содержание. Музыкальная игра способствует системному развитию психологического комплекса у детей восприятия, ощущения, внимания, воображения, памяти.

Рекомендуется использование как контактных, объединяющих игр, так и познавательных игр, игр на развитие основных психических функций, и, само собой, терапевтических игр.

Так, например, живой интерес у детей всегда вызывают такие игры, как “Воробьиные драки”, “Минута шалости”, “Злые – добрые кошки”, или, например, игра “Высвобождение гнева”, где дети отдают всю свою отрицательную энергию подушке и становятся спокойными и умиротворенными. Все эти игры способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке, снятию упрямства и негативизма, а также развивают эмоциональную и познавательную сферы.

Предлагаю Вам выполнить массаж биологически активных точек “Снеговик”

Раз рука – два рука (вытягиваем по очереди руки вперед)
Лепим мы снеговика (имитируем лепку снежков)
Три- четыре, три-четыре (гладим шею)
Нарисуем рот пошире (“рисуем ротик)
Пять найдем морковь для носа ( кулачками растираем крылья носа)
Угольки найдем для глаз
Шесть наденем шляпу косо
Пусть смеется он у нас (приставить ладонь ко лбу козырьком и растирать)
Семь и восемь, семь и восемь
Мы плясать его попросим (погладим колени ладошками)

Метод “Релаксации” способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика). Дети импровизируют образные и танцевальные движения в соответствии с характером музыки. Так, например, дети превращаются в рыбок, бабочек, в сломанные игрушки, пробираются сквозь лесную чащу. Хочу отметить, что даже самые обычно малоактивные дети с удовольствием импровизируют и передают волшебные образы.

Практическое задание: «Танец пяти движений»:

Цель: Снятие мышечных зажимов.

Развитие умения выражать свои эмоции с помощью движений.

Развитие активного внимания, слухового восприятия, фантазии и творческого воображения.

Материал: Диск с записью 5 мелодий: плавная музыка, импульсивная, резкая музыка или бой барабанов, хаотичный набор звуков, лирическая музыка, спокойная музыка или шум воды.

Проведение: Прослушать по очереди мелодии и подумать, кто бы мог танцевать под каждую мелодию, какие должны быть движения?

1 мелодия: «Течение воды» – плавная. Движения под нее нерезкие, неторопливые, мягкие, переходящие из одного в другое.

2 мелодия: «Переход через чащу» – импульсивная музыка, резкие, сильные, рубящие движения.

3 мелодия: «Сломанная кукла» – хаотичный набор звуков, обрывистые, незаконченные движения.

4 мелодия: «Полет бабочки» – лирическая, плавная мелодия, тонкие, изящные движения.

5 мелодия: «Покой» – спокойная, тихая музыка. А теперь все 5 мелодий будут звучать без остановок. Все танцуют «Танец 5 движений». Музыка закончилась, остановились, послушали тишину. Как бьется сердце, приложите руку к сердцу, послушайте его. Что больше всего понравилось? Кому, какие движения было приятно делать?

Таким образом, можно сделать вывод, что музыка – это самый простой и самый удобный способ терапии. Слушайте музыку чаще и будьте здоровы!



Разделы сайта