Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Ответы на вопросы, наиболее часто встречающиеся в обращениях граждан

О предоставлении места в учреждении дошкольного образования
С 9 августа 2012 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 19 апреля 2012 г. № 197 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200», в соответствии с которым осуществляются административные процедуры по постановке на учет ребенка, нуждающегося в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования (далее - постановка на учет), а также по выдаче направления в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.
Данные процедуры осуществляет местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения государственного учреждения образования бесплатно в день обращения законного представителя ребенка. 
При себе необходимо иметь паспорт или иной документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка, свидетельство о рождении ребенка (при его наличии - для детей, являющихся несовершеннолетними иностранными гражданами и лицами без гражданства, которым предоставлен статус беженца или дополнительная защита в Республике Беларусь либо которые ходатайствуют о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь).
Кроме того, при выдаче направления в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, также необходимы: заключение врачебно-консультационной комиссии - в случае направления ребенка в государственный санаторный ясли-сад, государственный санаторный детский сад, санаторную группу государственного учреждения образования; заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации - в случае направления ребенка в группу интегрированного обучения и воспитания государственного учреждения образования, специальную группу государственного учреждения образования, государственное специальное дошкольное учреждение. Постановка на учет действительна до получения направления в учреждение образования. Выданное направление действительно в течение 15 дней со дня выдачи.

В соответствии с п.1. постановления Министерства образования Республики Беларусь от 16.08.2011 № 234 «О порядке постановки на учет детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования» постановка на учет детей проводится согласно списку, который отражает очередность постановки на учет детей для получения в соответствии с законодательством направления в государственное учреждение образования при наличии в нем свободных мест. При комплектовании дошкольных учреждений контингент воспитанников равномерно распределяется по всем учреждениям дошкольного образования с учетом норм наполняемости групп.
В настоящее время в отдельных микрорайонах существует проблема определения детей непосредственно по месту жительства (рядом с домом). Районными отделами образования, спорта и туризма предлагаются места в дошкольных учреждениях, расположенных в пределах пешеходного движения или в нескольких остановках от места жительства, что не противоречит законодательству Республики Беларусь.

О приватизации жилищного фонда
 Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь, являются: Жилищный кодекс Республики Беларусь №428-З от 20 августа 2012 г. (далее – ЖК), приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь №49 от 30 июня 1992 г.
Данный способ приобретения жилого помещения - разновидность гражданско-правовой сделки - купли-продажи жилого помещения, в которой одной из сторон выступает наниматель, занимающий жилое помещение государственного жилищного фонда на условиях договора найма, а другой стороной является государство в лице местного исполнительного и распорядительного органа или организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которой находится это жилое помещение.
Право собственности на жилое помещение в результате приватизации занимаемого жилого помещения государственного жилищного фонда приобретается только гражданами, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 134 ЖК субъектами приватизации жилых помещений являются только граждане.
В ст. 135 ЖК указаны категории жилых помещений, не подлежащих приватизации. К ним отнесены:
o жилые помещения социального пользования;
o служебные жилые помещения, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
o жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях;
o жилые помещения специального служебного жилищного фонда;
o специальные жилые помещения;
o жилые помещения коммерческого использования;
o жилые помещения государственного жилищного фонда, предоставленные по срочному договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда обязанным лицам;
o жилые помещения, находящиеся в зоне эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения на территориях с радиоактивным загрязнением. Граждане, проживающие в зоне с правом на отселение, при наличии оснований и желания переселиться на место жительства в другие населенные пункты не имеют права на приватизацию занимаемых ими жилых помещений;
o жилые помещения, находящиеся в реконструируемых или капитально ремонтируемых жилых домах, в случае переустройства и (или) перепланировки квартир при проведении работ по реконструкции или капитальному ремонту жилого дома - на период с момента начала производства работ и до их окончания;
o жилые помещения, занимаемые военнослужащими, выбывающими за пределы Республики Беларусь для прохождения военной службы в вооруженных силах других государств, либо членами семей таких военнослужащих;
o жилые помещения, расположенные в обособленных военных городках, определенных Министерством обороны Республики Беларусь;
o жилые помещения, расположенные в зданиях, выделенных для размещения органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
o жилые помещения, находящиеся в собственности Республики Беларусь и расположенные на территории иностранных государств;
o жилые помещения в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
Процедура приватизации осуществляется в соответствии с подпунктом 1.1.9 п. 1.1 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 (далее – Перечень).
Решение о приватизации жилого помещения принимает местный исполнительный и распорядительный орган либо организация, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которой находится жилое помещение, государственный орган, другая государственная организация, подчиненная Президенту Республики Беларусь, республиканский орган государственного управления, другая государственная организация, подчиненная Правительству Республики Беларусь, заключившие договор безвозмездного пользования жилым помещением. Данное решение принимается в течение 1 месяца со дня подачи заявления и действует 1 год.
В течение данного срока гражданин должен заключить с вышеназванным государственным органом, другой государственной организацией, принявшими решение о приватизации, договор купли-продажи приватизируемого жилого помещения. Если такой договор не будет заключен, решение о приватизации жилого помещения утратит силу.
Порядок приватизации жилых помещений определен ст. 136 ЖК. Согласно ч. 1 ст. 136 ЖК для приобретения в собственность занимаемого жилого помещения государственного жилищного фонда наниматель этого жилого помещения, совершеннолетние члены его семьи, а также иные граждане, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется равное с нанимателем право владения и пользования этим жилым помещением, подают заявление о приватизации в местный исполнительный и распорядительный орган, организацию, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится жилое помещение, государственный орган, другую государственную организацию, подчиненную Президенту Республики Беларусь, республиканский орган государственного управления, другую государственную организацию, подчиненную Правительству Республики Беларусь, заключившие договор безвозмездного пользования жилым помещением. Заявление о приватизации подписывается всеми указанными гражданами - как участвующими, так и не участвующими в приватизации.
К заявлению о приватизации жилого помещения прилагаются документы, перечень которых определен Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200.
Права членов семьи нанимателя жилого помещения при приватизации определены в ст. 137 Жилищного кодекса Республики Беларусь.
Жилое помещение (доля в праве собственности на жилое помещение), приватизированное совместно проживающими супругами, является их общей совместной собственностью, если оба супруга участвуют в приватизации этого жилого помещения (в том числе путем вложения денежных средств, принадлежащих им на праве общей совместной собственности). Другие члены семьи, участвующие в приватизации жилого помещения, вправе требовать признания за ними права собственности на соответствующую их участию долю в приватизированном жилом помещении. Доли в праве собственности на жилое помещение членов семьи могут быть отражены по требованию участников приватизации в свидетельстве (удостоверении) о государственной регистрации жилого помещения.
Порядок оценки жилых помещений государственного жилищного фонда для цели их приватизации определен Положением об определении стоимости объектов приватизации, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 мая 2013 г. № 421 (далее - Положение № 421).
Согласно Положению № 421 при определении оценочной стоимости жилых помещений государственного жилищного фонда, подлежащих приватизации, используются данные бухгалтерского учета.
Документы и сведения, представляемые гражданином для осуществления приватизации жилого помещения:
o заявление, подписанное совершеннолетними членами семьи нанимателя, а также иными гражданами, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется равное с нанимателем право владения и пользования жилым помещением;
o паспорта или иные документы, удостоверяющие личность нанимателя и совершеннолетних членов его семьи, а также других граждан, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется равное с нанимателем право владения и пользования жилым помещением;
o письменное согласие отсутствующих граждан, за которыми сохраняется право владения и пользования жилым помещением, удостоверенное нотариально;
o свидетельства о рождении несовершеннолетних детей - для лиц, имеющих несовершеннолетних детей;
o документ, подтверждающий право на льготы, - для лиц, имеющих право на льготы;
именные приватизационные чеки «Жилье» с выпиской из специального (чекового) счета - в случае их наличия.

Что такое попечительский совет и кто принимает решение о его создании?

Попечительский совет является органом самоуправления учреждения образования и создается с целью оказания содействия в обеспечении его деятельности и развития.

Решение о создании попечительского совета принимается инициативной группой, в состав которой могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица.

 

Каким документом регламентируется деятельность попечительских советов в республике?

Деятельность попечительских советов осуществляется в соответствии с Положением о попечительском совете учреждения образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 146 с изменениями и дополнениями.

Кто возглавляет попечительский совет? Кто входит в состав попечительского совета?

Высшим органом управления попечительским советом является общее собрание. Возглавляет общее собрание попечительского совета председатель попечительского совета, избираемый на 3 года.

В состав попечительского совета могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица. Выполнение членами попечительского совета своих функций осуществляется исключительно на безвозмездной основе.

 

На решение каких задач направлена деятельность попечительских советов?

Задачами деятельности попечительского совета являются:

- содействие учреждению образования в развитии материально-технической базы, обеспечении качества образования;

- разработка и реализация планов своей деятельности в интересах учреждения образования;

- содействие в улучшении условий труда педагогических и иных работников учреждения образования;

- определение направлений, форм, размеров и порядка использования средств попечительского совета, в том числе на:

- укрепление материально-технической базы;

- совершенствование организации питания обучающихся;

- проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, социально-культурных, образовательных мероприятий;

- иные цели, не запрещенные законодательством;

- содействие в установлении и развитии международного сотрудничества в сфере образования;

- целевое использование средств попечительского совета.

 

Имеет ли право руководитель учреждения образования привлекать для финансирования учреждения средства родителей?

В соответствии с Положением о попечительском совете учреждения образования финансирование учреждений общего среднего образования может осуществляться из разных источников, не запрещенных законодательством. Для решения актуальных задач учреждений общего среднего образования руководитель во взаимодействии с попечительским советом имеет право привлекать дополнительные источники финансирования, в том числе спонсорскую помощь и средства родителей. Родительская помощь может оказываться только на добровольной основе. Перечисление средств осуществляется по квитанции на расчетный счет учреждения образования.

 

Как формируются финансовые средства попечительского совета?

Финансовые средства попечительского совета формируются из добровольных взносов, зачисляемых на текущий (расчетный) счет по учету внебюджетных средств учреждения образования, и используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета.

 

Могут ли члены родительского комитета инициировать сбор (перечисление) денежных средств учреждению образования?

Министерство образования в соответствующем письме в управления образования облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома особо обратило внимание на недопустимость выполнения функций попечительского совета членами родительского комитета.

 

Как Министерство образования реагирует на ситуацию по сбору денежных средств с родителей?

Обращения граждан, содержащие сведения о предполагаемых фактах сбора средств в учреждениях образования, находятся на постоянном контроле Министерства образования.

Министерство образования направило в управления образования облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома письмо, в котором особое внимание обращено на недопустимость формирования финансовых средств попечительского совета в нарушение требований пункта 24 Положения в части формирования финансовых средств попечительского совета.

Разделы сайта