Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Советы логопеда

Советы логопеда

  • Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. 
    Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.
  • Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим.
  • Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно.
  • Чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать.
  • Говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.

·         Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

  • Как можно раньше отучайте ребёнка от соски, не заставляйте его спать, положа руки под щёку, что может деформировать челюсть.
  • Не сравнивайте ребёнка ни с какими другими детьми.

                                 Каждый человек  ценен индивидуален.

  • Бывает, что в 3 года у крохи словарный запас развит более чем надо, и тут родители сталкиваются с другой проблемой. Малыш говорит так быстро, что никто не может разобрать, что он хотел донести. Слова вылетают со скоростью пулемёта и превращаются в «кашу».

Такая особенность может свидетельствовать о небольших проблемах с нервной деятельностью, мышечных тонусах.

Тут необходимо проводить комплексную работу.

ü  Во-первых, важно, чтобы родители соблюдали спокойствие. Они сами должны говорить чётко и медленно.

ü  Во-вторых, стоит научить ребёнка отбивать ритм, чтобы он умел отличать быстрый ритм от медленного.

ü  В-третьих, можно слушать спокойную музыку и петь песни, учить выделять интонационно роли героев в любимых сказках. Произносите одно и то же предложение разными интонациями и голосами, чтобы у ребёнка появился интерес повторить за вами. Это потребует от него больших усилий, но желание сказать что-то как любимый супермен, поможет добиться цели.

 

Игры для развития речевого дыхания

  • Для развития правильного речевого дыхания подойдут забавы с любыми легкими предметами (ватными шариками или вырезками из бумаги). Попросите малютку подуть на предмет, чтобы он улетел как можно дальше. Далее добавьте конкретные цели, в которые нужно попадать невесомыми снарядами.
  • Музыкальные инструменты, такие как губная гармошка или дудочка также отлично тренируют дыхание. Продемонстрируйте несложный ритм и попросите кроху его повторить. Чтобы было веселей, устраивайте семейные концерты или приглашайте сверстников своего чада для совместных музыкальных экспериментов.
  • Для развивающих занятий подойдут воздушные шарики и трубочки, разворачивающиеся при сильном выдохе. Даже обычную трубочку для питья можно использовать в тренировках. Опустите ее в стакан с водой или соком и предложите крохе подуть в нее как можно сильнее, чтобы на поверхности образовались пузырьки воздуха.
  • Когда малютка освоит правильное дыхание, устраивайте конкурсы, проверяя кто сможет произнести больше слов на одном выдохе. При этом следите, чтобы малыш вдыхал только через нос. Можно просто считать вслух, пока малютка выдыхает через рот, чтобы определить, у кого самый длинный выдох.
     

Игры на управление скоростью, тембром и громкостью

  • Тренировать скорость речи и одновременно прорабатывать отдельные сложные буквы помогают чистоговорки и скороговорки. Для деток предназначены короткие и простые скороговорки, которые легко запоминать и выговаривать в быстром темпе.
  • Покажите ребенку картинки самолета и черепахи, объясняя, что самолет летает очень быстро, а черепаха ползает неспешно. Когда вы поднимаете карточку с черепахой, малыш должен говорить очень медленно. Если же на карточке изображен самолет, крошке нужно максимально повысить скорость речи. Используйте другие образы быстрых и медленных животных и механизмов. В нее можно играть на прогулке или по пути в магазин или детский сад, когда малыш сможет обходиться без карточек, ориентируясь только на ваши команды.
  • Аналогичную технику можно использовать для регулирования громкости речи, применяя картинки с изображениями щебечущих птичек и безмолвных рыбок. Задача ребенка повышать громкость голоса при виде птицы и уменьшать ее при виде рыбки.
  • Чтобы научить малыша управлять своим голосом, читайте по ролям любимые сказки. Придавайте фразам героев различную эмоциональную окраску, тембр и громкость, а потом предлагайте своему чаду повторить эти приемы. Такое чтение поможет оживить наскучившие истории, и будет способствовать развитию речи ребенка через игру.
     

Речевые игры для детей.

  • Для изучения названий фруктов, разложите на кухне яблоки, груши, вишни, бананы. Этот прием подходит для изучения названий овощей, посуды, одежды, мебели, канцелярских принадлежностей и других объектов. Позднее учите кроху называть несколько предметов одним словом, это научит его объединять объекты по признакам.
  • Играя, просите малютку озвучить разные признаки игрушек или предметов, о которых вы говорите. Мячик может быть круглым, резиновым, ярким, полосатым и т.п. Позднее задачу можно усложнить, спрашивая, что можно сделать с каждым из предметов. Например, мяч можно бросать, катить, пинать. Если малыш пока не может придумать собственные варианты, предложите ему несколько заготовленных подсказок, а затем позвольте продолжить список.
  • Чтобы научить малютку сравнивать различные предметы, предложите ему похожие игрушки с разными признаками, к примеру, две машинки или куклы. Пусть кроха найдет в них схожие черты, а потом расскажет, чем они отличаются друг от друга.
  • Игры на развитие речи легко встраивать в любой разговор. Спросите, какие «теплые» слова (батарея, солнце, суп) знает малютка. Можно формировать такие подборки по любому признаку, обсуждая колючие, холодные, мягкие, круглые вещи.
  • Называйте несколько признаков знакомого животного, а малыш пусть пробует его угадать по вашему описанию. Хитрой, рыжей и пушистой может быть лиса, а серым, голодным и злым — волк. Дошколятам очень нравятся игры на поиск антонимов. Называйте по очереди слова, а кроха пусть подыскивает понятия с противоположным значением.
  • Отлично работают и игры на договаривание, в которых нужно закончить слово или фразу. Начинать можно, называя первый слог, чтобы малыш закончил слово вторым слогом. Пусть кроха договаривает обычные предложения или короткие стишки, подыскивая подходящую рифму.
  • Для закрепления понимания разницы размеров подойдет игра «Что внутри?». Говорите названия разных предметов и мест, а ребенок пусть называет, что может находиться внутри. Например, в доме может быть стол и стул, а в шкафу — платье или футболка.
  • Объясните ребенку смысл слов «сначала» и «потом», чтобы привить понятие последовательности действий. Начинайте фразы, говоря «сначала», а малыш пусть продолжает, рассказывая, что происходит «потом». Например, сначала овощи моют и режут, а потом их бросают вариться в суп.
  • Чтобы разнообразить речь глаголами, играйте в «Кто что делает?». Предложите малышу озвучить несколько действий, которые выполняют окружающие предметы (машина едет, гудит, тормозит). Затем пусть к каждому действию он подберет несколько предметов (греет солнце, батарея, пальто).

Любую игру можно использовать для развития речи ребенка, если постоянно вовлекать его в разговор, обмениваться вопросами и ответами. Уделяйте время работе над речью малыша каждый день, чтобы предупредить задержки речевого и психоречевого развития в будущем.     

 

Взрослый показывает, а затем просит ребёнка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

            А – плачет девочка                                      А – показываю горло врачу

            А – поёт певица                                            А – качаем малыша

            А – девочка укололась  иголкой                 О – удивилась мама

            О – стонет бабушка                                      О – поёт певица

            О – потягивается папа                                  О – кричит охотник в лесу

            У – гудит пароход                                         У – звучит дудочка

                                                   У – плачет мальчик

И самое главное, когда вы играете в игру на развитие речи или просто проводите время с малышом;

Опирайтесь на то, что говорит ваш ребенок.

Поддерживайте разговор, а не обрывайте его.

Разговаривайте о том, что ваш ребенок наблюдает и делает.

Ограничьте просмотр телепрограмм, пользование телефоном, планшетом.

Говорите всегда медленно, спокойно, терпеливо.

Разделы сайта