Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Формирование правильного произношения

Формирование правильного произношения

Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

В результате такой работы к 4-5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается. Ребенку 5 лет, а он не произносит отдельные звуки (л, р), группу звуков (с, з, ц) или несколько групп звуков: шипящих заменяются свистящими («коска» вместо кошка, «зук» вместо жук. «сяска» вместо Чашка, «сетка» вместо щетка); звук (л) произносится как (в) («вошка» вместо ложка), звук (р) -картаво («гхука» вместо рука).

Нередко у детей страдают и гласные звуки, они произносят их нечетко, как бы затушевывая их звучание. Между тем правильное произношение гласных звуков очень важно, поскольку гласные служат основой для развития навыка звукового, звуко-слогового. звукобуквенного, что подготавливает ребенка к обучению грамоте. К тому же систематические упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой гимнастики, способствующей выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса и дикции.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.

Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов, и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения человека ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

Нарушения в анатомическом строении артикуляционного аппарата - если дело в укороченной или короткой подъязычной уздечке -исправит хирург-стоматолог, а затем с помощью специальных артикуляционных упражнений, ребенок сам «растянет ее». При дефектах развития челюстей образуется неправильный прикус, при этих аномалиях детей следует направлять к врачу - ортодонту.

При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано. Нарушается динамика движения. Движения становятся вялыми, замедленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит четкость произношения звуков. При этом могут страдать отдельные звуки ([ъ], [л]), группа звуков ([ш], [ж ], [ ч ], [щ] ) или несколько групп звуков: соноры ( [р ], [л], [н]), свистящие ([с], [з], [ц]), шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]) и т.д. Такого рода нарушения наблюдаются обычно у детей с органическим поражением ЦНС.

Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей. подверженных частым заболеваниям, у таких детей задерживается усвоение системы звукопроизношения. Они долгое время не умеют различать звуки и управлять своими органами артикуляции. Такие дети смешивают, заменяют или искажают звуки.

В первом случае ребенок не различает звонкие и глухие звуки. Поэтому он заменяет один звук на другой (почки-бочки). Во втором случае ребенок умеет правильно произносить тот или иной звук, но не может правильно осуществлять выбор звуков (Саса идет в школу). В третьем случае при искаженном произношении неправильный звук по своему звучанию близок к правильному.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что так же является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.

Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряженность в органах артикуляции. Это также оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения. Поэтому есть система расслабляющих упражнений, которые помогут снять чрезмерное напряжение с органов артикуляции и научить детей ощущать движения языка, губ, челюсти.

Материал по тренировке мелкой моторики пальцев рук, развитию движений речевого аппарата, ощущений от движения органов артикуляции преподносятся детям в виде сказок, веселых полянок, стишков, загадок, что делает занятие интересным, эмоциональным. Ребенок, увлекаясь игрой, стараясь, как можно лучше соблюсти ее условия, не замечает, что его учат. А значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит лучше.

Уже в 4 года у большинства детей велико тяготение к рифме, поэтому предложенные стихотворные тексты, срифмованные или подобранные специально для проведения артикуляционных упражнений, будут развивать у ребенка внимание к звуковой стороне речи, а значит, способствовать развитию речевого слуха.

Благоприятный эмоциональный фон создают упражнения типа путешествия «Веселого язычка». В дальнейшем аналогичные сказки дети начинают сочинять сами.

Когда ребенок видит картинку, ему сразу хочется заговорить. Поэтому речевые упражнения сопровождаются иллюстрациями. Нужно обязательно внимательно рассматривать их с ребенком и обсуждать их содержание.

Продолжительность занятий зависит от возраста и работоспособности ребенка, она не должна превышать 15-20 минут. Но если ребенок увлекся, не стоит резко останавливать его.

Рекомендуем проводить занятия по следующей схеме:

- пальчиковая гимнастика;

- упражнения для губ;

- сочетания движений губ и выдоха;

- упражнения для языка;

- сочетания движений языка и выдоха;

- голосовые упражнения на материале гласных звуков;

- анализ звука с использованием опорных схем для поз губ и языка.

Для демонстрации правильной артикуляции звука полезно произносить его утрированно. Подключайте свою руку и руку ребенка для показа положения языка и для того, чтобы контролировать ощущения от воздушной струи. Ребенок должен научиться слышать звук, находить его место в слове, поэтому включайте задания на выделение звука из слова, пусть ребенок определяет, где стоит звук - в начале, середине или в конце слова.

Закрепление правильного произношения звука проводится в звукоподражаниях, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.

Полезно в процессе закрепления правильного произношения переводить ребенка на внеречевые формы работы: изготовление аппликаций, рисование, раскрашивание.

Не забывайте об артикуляционной гимнастике. Выполняйте ее по несколько раз в день.

Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной удаче.

Разделы сайта